Грузия на грани распада на четыре части
Архив NEWSru.com
 
 
 
Михаил Саакашвили
Архив NEWSru.com
 
 
 
Эдуард Шеварднадзе
Архив NEWSru.com

Весна в Грузии длилась недолго. Спустя пару месяцев после триумфального избрания "молодого льва" Михаила Саакашвили и отстранения от власти "патриарха" Эдуарда Шеварднадзе Тбилиси, похоже, снова оказался на краю пропасти. Ему грозят интервенции извне и распад государства. Спонтанные и все более неистовые уличные манифестации еще больше заводят самую населенную и развитую кавказскую республику в тупик. Несмотря на "смену президентского караула" с приходом Саакашвили - ярого сторонника американской модели, к тому же женатого на голландской подданной, - Грузия переживает политический и экономический кризис, пишет итальянское издание Panorama (перевод на сайте Inopressa.ru).

Эпоха, когда на все рынки Москвы и главных городов СССР поставлялись цветы, фрукты и овощи из Грузии, кажется безнадежно далекой. Один обескураживающий факт свидетельствует о высочайшем уровне напряженности в республике, которая на протяжении нескольких веков была самым верным союзником Кремля на Кавказе: свыше 90 процентов жителей Южной Осетии и Абхазии, двух грузинских автономий, имеют двойное гражданство и российский паспорт. В любой момент, учитывая, что обе они стали во всех отношениях независимыми, Осетия и Абхазия могут заявить о своем присоединении к России и поставить Саакашвили перед свершившимся фактом.

Процесс разложения затрагивает не только две автономии, которые традиционно возражают против подчинения Тбилиси, но и те, которые традиционно более склонны к компромиссам с центральной властью.

Последние события на Кавказе, в частности непрерывные попытки радикального лидера чеченских боевиков Шамиля Басаева экспортировать войну в соседние республики, вызывают беспокойство у нового грузинского руководства. Есть опасения, что новый кризис в условиях, когда еще не видно выхода из чеченской войны, может взорвать весь Кавказ. В этом случае может стать реальностью кошмар, о котором в Тбилиси не хотят и думать: распад государства.

Грузии, если Саакашвили не сможет договориться, как с автономиями, так и с Москвой, вряд ли удаться избежать распада на четыре части: собственно Грузия, имеющая порт Поти в качестве выхода к Черному морю; Южная Осетия, которая объединится с российской Северной Осетией; Аджария, населенная грузинскими мусульманами и не скрывающая свою нетерпимость по отношению к Тбилиси; и наконец, черноморская Абхазия, которая уже фактически независима, пишет Panorama.

Настоящее слабое место Грузии, которое может стать первой целью для новой стратегии Владимира Путина, предусматривающей в рамках борьбы с глобальным терроризмом вооруженные операции против баз террористов, где бы они ни находились, - это горный район Панкиси, где проживает значительная группа чеченцев.

Панкисское ущелье стало не только убежищем чеченских повстанцев, которые скрываются от российских сил, но и базой международного исламского терроризма, связанного с ваххабитами и "Аль-Каидой". Кремль не раз предупреждал грузинское руководство, чтобы оно ликвидировало базы - бельмо на глазу у российских федеральных сил. Чеченские боевики уже неоднократно использовали Панкисское ущелье в качестве плацдарма для проведения террористических операций в Чечне, в других кавказских республиках и в России.

То, что Кремль еще не вторгся в Грузию, объясняется лишь ее связями с США. Можно сказать, что грузинская проблема - это главное препятствие для настоящего альянса между США и Россией в борьбе против глобального терроризма. Альянса, в котором заинтересован как Джордж Буш, так и Владимир Путин. С другой стороны, Белый дом не хочет идти на обострение отношений с Кремлем.

Чтобы показать, насколько ограничен Саакашвили в преодолении кризиса, а точнее, в недопущении, чтобы кризис государства перерос в экономический коллапс, достаточно назвать лишь одну цифру: 6 долларов в месяц - такова средняя месячная зарплата в Грузии. Президента, которого не далее как месяц назад люди превозносили, сегодня окрестили "новым Гамсахурдия". Это сравнение отсылает к одному из самых сложных периодов новейшей грузинской истории. Гамсахурдия, знаменитый диссидент советской эпохи, когда стал президентом после распада СССР, вверг страну в гражданскую войну, в которой крошечная Абхазия нанесла Грузии унизительное поражение. Гражданская война была остановлена, лишь когда к власти призвали Эдуарда Шеварднадзе - "великого рулевого", которого потом бесцеремонно свергли его же воспитанники.

Для того чтобы избежать экономического коллапса и распада страны, Саакашвили уже не достаточно заявлять, какой он большой друг американцев. Особенно в момент, когда США все больше нуждаются в сотрудничестве с Россией в борьбе с международным терроризмом. При Сталине, который здесь родился, Грузия была привилегированной республикой, при Шеварднадзе же жила на западную помощь (США и МВФ).

Десять лет США под предлогом обучения вооруженного контингента из 600 человек предоставляли республике 100 млн долларов в год. Однако, поняв, что помощь неэффективна, в мае 2003 американцы решили сократить ее вдвое, а в будущем планируют отменить совсем. Для Грузии это оказалось драматическим решением: после этого начался упадок. Сегодня экономика славной кавказской республики уничтожена, внешний долг в 2,5 млрд долларов соответствует 60% ВНП страны.

Отношения между Россией и Грузией, которые и при Шеварднадзе не были идеальными, еще больше ухудшились. Путин не преминул раскритиковать то, как был отстранен от власти старый "патриарх". "Очевидно, что он никогда не были диктатором. Тот факт, что смена власти в Грузии произошла на фоне давления, сопровождаемого насилием, вызывает у нас обоснованное беспокойство", - сказал он.

В последнее время Москва начала говорить все более жестким и непримиримым тоном. Достаточно вспомнить звучащие все чаще намеки на возможность принятия решительных мер. От Москвы и от ее доброй воли, говорят московские аналитики, зависит поставка в Грузию электроэнергии и газа. Другими словами, достаточно Москве приостановить поставки, и вся эйфория "демократов", которые свергли "диктатуру Шеварднадзе", испарится в один момент. Некоторые "ястребы" в Кремле уже считают, что энергетическая блокада - это вариант, который нельзя исключать априори.